Елена
Соковенина

Как-то случайно выяснилось, что я писатель. Который пишет для детей – и тогда читают взрослые. Или для взрослых – тогда читают дети. Веду мастерские по креативному письму для детей и взрослых.

Мастерские по креативному письму для детей и взрослых, межрегиональный проект "Книжный шкаф поколения NEXT"

Родилась в 1976 году в Риге. Смутно помню, когда начала писать (кажется, что это было всегда). В какой-то момент поняла: пишу для детей – читают взрослые. Пишу для взрослых – читают дети. Стала этим пользоваться осознанно:) Сейчас веду мастерские по креативному письму для детей и взрослых. Сотрудничаю с библиотеками и межрегиональным проектом "Книжный шкаф поколения NEXT".

Ну, а раз я писатель, то и о своей жизни нужно написать немного подробнее.

Глава 1. Живу наощупь

В детстве особо не мечтала быть писателем. Сначала хотела стать ветеринаром, потом – актрисой. Всегда ощущала, что если захочу стать писателем – стану. Это просто всегда было, как всегда есть родители, дом, книги. Несколько лет занималась в театральной студии, пока не разочаровалась – мало свободы, выбор роли не за мной. А это и было тем, что привлекало меня в профессии. Так всё и кончилось. Позже становиться писателем я уже точно не хотела – время для них настало не денежное, а я взрослела и деньги становились всё нужнее. Но! Была у меня любимая книга. 

Не поверите, только лет в 30 я поняла, что всё, что я люблю, укладывается в одну линейку: начинается всё в эпоху Шерлока Холмса, а заканчивается... ну, собственно, эта эпоха и не собирается заканчиваться.

Это мир не только людей. Это ещё мир вещей! Они рассказывают о людях то, что сами люди не расскажут. Это дедукция! Это... очень осязаемый мир. Со звуками, запахами, ощупью и всем остальным.

Глава 2. Оно во мне, оно вокруг

В одной из книг, за которой я долго охотилась (это был "Джек Восьмёркин – американец") всё было не так. Ну, не так, понимаете? Должно быть по-другому.

Я уже так прочно забыла все мысли о писательстве, что если бы кто-нибудь мне сказал: "в вас зреет книга!" – не поверила бы.

В общем, к делу, которое теперь считаю своим, тем, для которого родилась, вернулась из зависти. В кругу знакомых были люди, которые что-то там писали. "Могу лучше", – подумала я... И не смогла.

Мне просто было нечего сказать. А писателю всегда должно быть, что сказать, иначе читать его будет скучно. Ах, если бы я тогда знала, что всё нужное находится рядом со мной, вокруг меня – везде! – и не бывает мелочей и случайностей! Только теперь жизненный опыт привёл меня к этому пониманию.

Глава 3. Перемены происходят постепенно

1999 – 2006
Журнал для женщин "Люблю!" (Рига). Пара репортажей, из которых выросла авторская колонка "Как это случается впервые". Про первую свадьбу и про то, как проходят роды.

После первых материалов – промежуток в семь лет. Не находила своей темы. Казалось, жизнь протекает без особых событий. Значительно позже постепенно завелась, с опытом приходили и яркие темы: прыжок с парашютом, как человек (я) теряется в лесу и что тогда делать, как выкраивается время для занятий спортом. И т.д.

2004-2005
Журнал "360 градусов" (Рига). Мне по-прежнему не о чем писать. Но есть чужие жизни – а это интересно! Жюль Верн, Карл Бенц – о, да! То, что нужно. Потом гонорары скудеют, журнал перепрофилируется и...

2005
Пишу работы студентам-двоечникам, расширяю горизонты. Попробуйте писать сегодня про такие-то и сякие методы обшивки корпуса судна, завтра выполнить три задачи по логистике (из которых ваш муж в состоянии решить две), а послезавтра анализировать интеграцию в ЕС или методы судейства спортивных танцев. Честное слово, так и было.

2006
Журнал "Eva&Adam" (элитный журнал для бизнесменов). Хотя с бизнесменами там не очень. Биографии известных людей, интервью с местными коммерсантами. Среди которых есть пара действительно интересных, но ещё интереснее было осознание – я поняла, что научилась писать диалоги! У журнала две части – для Адама и для Евы, авторов-мужчин почти нет, и писать колонку от лица коммерсанта мужчины предлагают мне. Тот момент, когда я задумываюсь: чем всё-таки мужская речь отличается от женской? Журнал вскорости гибнет и мои эксперименты заканчиваются.

2006 – 2007
Продолжаются эксперименты уже в журнале "Школа Плюс" (Рига). Деньги совсем маленькие, но! Мне дают карт-бланш. "Делайте, что хотите, но чтобы дети читали". Тогда я написала много того, что спустя несколько лет вышло отдельной книжкой.

Глава 4. Цель, до которой ещё далеко

2007
У меня отбирают карт-бланш, ухожу из журнала, собираю рассказы о мальчике в рукопись, рукопись отправляю по редакциям. Мне отказывают. Но это не важно. Я пишу свой роман! Впрочем, фрагмент из той рукописи будет. Забегая вперёд – его возьмёт журнал “Электронные пампасы”. Без гонорара:)

2008
Задумываюсь о собственном издательстве. Ведь если издательства отвечают: "очень здорово, но у нас нет для вас серии", почему бы не сделать такую серию самой? У меня даже появились сочувствующие — те, кто готов был вместе со мной заняться новым делом. Записываюсь на конкурс бизнес-планов (приз — стипендия на открытие малого бизнеса) и еду в Москву — встречаться с будущими коллегами, чтобы предлагать им готовые книги и пока не дописанную (тот самый роман). Книги нет, это правда. Но есть демо-версия обложки величиной с карманный календарик. На ней фрагмент текста. "Везите!", — говорит один большой магазин.

прим. ред. Здесь по закону жанра герой должен столкнуться с препятствиями. Чем они непреодолимее, тем история интереснее. Например, пусть в стране случится экономический кризис!

2009-2010
Кризис. Жуткое безденежное время. "Люблю!" просит материалов для "Как это случается впервые", но мне скучно, а гонорары маленькие. И тогда я еду в Лондон. Придётся всё бросить и начать с нуля – другую жизнь. Забудь, слышишь? Прошлое нужно забыть!

Но я не могу. Потом, буквально за два дня до вылета обратно в Ригу, местный русский журнал предлагает вести колонку "понаехавшего". Как обживаются, устраиваются на работу, чем живут. Ну... не сложилось, в общем. И как покажет потом жизнь – к лучшему.

Пишу биографии в рубрику "Календарь" портала "Частный корреспондент". Пристраиваю материалы на разные темы, куда только могу.

2011
Мой роман (точнее, его первая часть) — в лонг-листе конкурса "Русская премия". Для русскоязычных авторов, живущих за рубежом. Мной начинает интересоваться местная пресса… но в шорт-лист я не попадаю и ко мне теряют интерес.

Потом книга появится в одном из онлайн-магазинов, я (от безысходности) дам согласие на участие в новогодней акции. Акция на одну ночь... Книгу скачало 62 000 человек! Что-то около 600 евро чистой прибыли:)

А Новый год начнётся с регистрации издательства. Электронного.

2012
Конкурс на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру". Повесть "Дорогая редакция!". Что здесь важно – победителей выбирают дети. Взрослым нельзя. Лонг-лист. Шорт-лист. Я в финале!

Издательство не приносит дохода. Это вообще невозможно — жить на доходы с электронных книг. Пока невозможно. Но мы не сдаёмся.

Пишу роман-сериал. Начинаю писать статьи про детские книги.

2013
И снова конкурс на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру". Теперь повесть "Крупная кость". И опять тот же сценарий: лонг-лист, шорт-лист, финал. Договор с издательством на эту повесть будет подписан только в конце 2016. Так часто бывает. Но рукопись сразу нравится библиотекам. Следуют приглашения, поездки на встречи с читателями, круг знакомств растёт... денег, правда, нет, но это другая история. Где-то в это время узнаю про проект "Книжный шкаф поколения NEXT". Прослушиваю курс лекций, сама становлюсь спикером, получаю благодарственное письмо... так и сотрудничаем до сих пор.

2014
Начал входить в привычку конкурс на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру". "Викторианская медицина с доктором Ватсоном" – мы её написали для детей вместе со Светозаром Черновым. Тем самым, который "Бейкер-стрит и окрестности". Лонг-лист.

Глава 5. Проклятые деньги

2016
Не до писаний. Нужно думать о заработке. Устраиваюсь в домоуправление. Для этого в Риге нужен местный “аусвайс” – документ о знании латышского языка. У меня он не очень, иду заниматься в частную школу. Там преподают хорошие знакомые. Которые, к слову, давно звали провести мероприятие для детей. Там и остаюсь.

Провожу мастер-классы по креативному письму, даже когда устраиваюсь в домоуправление. Врёшь, не возьмёшь! Но школа гибнет из-за слишком большого количества нужных разрешений и слишком малого количества средств.

Между делом, конкурс "Новая детская книга" издательства "Росмэн". Лонг-лист. "Книгуру" – единственный подходящий для меня конкурс, факт. Слишком люблю хулиганить. Результат – шорт-лист! Думаете, договор на книгу? Нет. "Рассказы про дядю Тёму" – очень смешная книжка. Только маленькая. Нужен объём.

Меняю домоуправление на детский книжный в Риге. Единственный русский детский книжный. Чудо, что он появился. Занятия креативным письмом продолжатся здесь. Занимается группа детей, но есть родители, которые тоже хотят к нам.

Глава 6. Хэппи-эндом всё только начинается

2017
Год ещё только начался, а группа так разрослась, что пришлось снять офис!
Остальных занятий пока не бросила. Но писать для меня — это, очевидно, способ жить.

Мои книги